Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ДИСКОМФОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ VS ВЗГЛЯД СТУДЕНТА (к проблеме толерантности в лингводидактическом аспекте)

Е. Ю. Шамсутдинова

Гармоничные отношения между преподавателем и студентами видятся современным теоретикам и практикам педагогики как отношения толерантные. Правда, толерантность трактуется ими весьма неоднозначно. Стоит однако отметить, что в современной педагогике проблема толерантности активно обсуждается и появилось уже несколько серьезных исследований, посвященных проблемам взаимодействия учителей и учеников, преподавателей и студентов (Байбаков 2003; Рыбак 2004 и др.) Однако ни одной работы, посвященной анализу проблем взаимодействия преподавателей русского языка как иностранного (РКИ) и студентов-иностранцев, нами не найдено. Данная статья - попытка автора взглянуть на проблему толерантности в межкультурной коммуникации "изнутри", т.е. глазами преподавателей РКИ и студентов-иностранцев.

С целью выяснения причин недопонимания и возможных разногласий, возникающих в педагогической ситуации преподаватель РКИ - студент-иностранец в июле-августе 2005 года в течение Летних курсов русского языка в ГИРЯ им. А.С. Пушкина нами было проведено анкетирование среди преподавателей и студентов. В анкетировании приняло участие 12 преподавателей и 57 студентов. Анкетирование было анонимным и для удобства студентов проводилось по выбору на русском или английском языках. Перечень вопросов, заданных студентам и преподавателям не имел существенных отличий. В дополнение к вопросам преподавателям предлагалось указать учебники и учебные пособия, которыми они пользуются в своей работе на курсах.

Преподаватели РКИ связывают возникновение разногласий с разницей во взглядах, убеждениях (6); разногласий и недопонимания с особенностями национального менталитета, культурой, рассогласованием в понимании и интерпретации информации, разницей мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, личностными психологическими особенностями (5); возрастом, социальным статусом (3); полом (влиянием гендерного фактора), вероисповеданием, знаниями, умениями, способностями (2). 3 человека отметили, что недопонимания и разногласий не возникает.

В анкетировании преподавателям также предлагалось продолжить фразу "Вам нравится, что студенты..." и "Вам не нравится, что студенты...".

Данные фразы были продолжены преподавателями следующим образом:

Вам нравится, что студенты стремятся к общению, высказывают свою точку зрения, доказывают ее, разносторонне развиты; принимают мои "правила игры"; интересуются не только языком, но и культурой; предлагают сами, что было бы им интересно, помогают преподавателю сделать урок интересным и не скучным ; дружелюбные, открытые, коммуникабельные; коммуникабельны, открыты, доброжелательны; вежливые, воспитанные, любознательные, способные, широкий кругозор, серьезные, умные; стремятся к изучению такого трудного языка; имеют свой взгляд на жизнь; меня уважают, легко идут на контакт; живо реагируют на предлагаемый фактический материал, дают собственные комментарии, задают вопросы; с любопытством, интересом пытаются узнать новое о России, русском языке, межнациональных связях и отношениях. С интересом знакомятся с особенностями русского устного и письменного языка, а также русского быта, этикета и т.д.; стремятся узнать многое из другой культуры; отказ (1).

Вам не нравится, чтостуденты слишком серьезно относятся к занятиям, поэтому на уроке скучно и им, и преподавателю; зациклены на грамматике;недисциплинированные; имеют разный уровень подготовки;стеснительные, неконтактные, неактивные, расчетливые; ленятся выполнять некоторые задания, развлекаются с ущербом для ;меняют группы, диктуют свои желания вне зависимости от потребностей остальной группы, пропускают занятия;имея определенные стереотипы и убеждения, не желают менять их, не пытаются по-новому рассмотреть и оценить факты истории, социологии и особенности культуры, менталитета; имеют разные методики изучения страны и культуры в разных странах; отказ (2).

Среди других причин недопонимания преподавателями выделяются следующие: безынициативность и молчание студентов по поводу своих предпочтений, при непонимании материала и т. д.; воспитание; слабая кросс-культурная грамотность; разница в интерпретации фактов исторического прошлого; несовершенство методического аппарата.

Т.о., можно констатировать, что преподаватели ждут от студентов проявления инициативы, активности в ходе учебного процесса, заинтересованности в нем. Им нравится, что студенты проявляют доброжелательность, внимательны, вежливы и открыты общению. Не вызывает симпатии у преподавателей закрытость студентов, их нежелание отказаться от собственных стереотипов, проявления эгоизма без учета особенностей работы в группе, неконтактность, недисциплинированность, иное воспитание.

Студенты связывают возникновение разногласий и недопонимания в ходе учебного процесса, прежде всего, с личностными психологическими особенностями (22); рассогласованием (разницей) в понимании и интерпретации информации (21); знаниями, умениями, способностями (18); стилем общения (18); особенностями национального менталитета, разницей во взглядах, убеждениях (17); культурой (12); разницей в возрасте и вероисповеданием (4); разницей мотивов, потребностей, ценностных ориентаций (4); социальным статусом (1).

11 человек отметили, что довольны всем, а разногласий, конфликтов и недопонимания на занятиях не возникает.

В анкетировании студентам также предлагалось продолжить фразу "Вам нравится, что преподаватель..." и "Вам не нравится, что преподаватель...".

Данные фразы были продолжены студентами следующим образом:

На русском языке:

Вам нравится, что преподаватель... объективно относится к студентам (2); дает возможность посмотреть русские фильмы; дает много возможностей для изучения языка (фильмы, газеты, игры); мне нравится наш преподаватель; если много говорим, обсуждаем какую-нибудь проблему, идем на прогулку куда-нибудь отвечает на все даже не связанные с темой вопросы; умеет заинтересовать, приносит наглядные пособия, умеет установить хорошие отношения с аудиторией; с пониманием отвечает на наши вопросы, подробно их объясняет; пользуется пособиями, создает на занятиях приятную, симпатичную атмосферу; серьезно подходит к своим обязанностям, знания у него широкие и глубокие, с уважением относится к студентам; говорит о культуре разных районов России; пытается понять ситуацию иностранцев, избегает конфликтов, объясняет некоторые типичные национальные черты культуры; отвечает на наши вопросы; дает многочисленные примеры, советы; хорошо знает тему и интересно говорит; подготовлен к лекции; имеет знания на тему, которую преподает, немножко шутит; говорит хорошим понятным для всех языком, у него широкие знания, умения и способности; ведет лекцию интересно; создает хорошую атмосферу, отвечает на вопросы; хорошо подготовлен к занятиям, он мастер в том, что преподает; относится ко всем студентам объективно; спрашивает какие занятия нам понравились и на какие темы хотим говорить; на все занятия приходит подготовленным, очень симпатичный преподаватель; преподаватель имеет чувство юмора, дает знания в форме игры; красивая, веселая, трудолюбивая, всегда отлично готова к занятиям; умный, интеллигентный и красивый; подготовлен к уроку, энергичный, материалы подготовлены заранее; готовится к занятиям, требовательный; работает с группой равномерно; повторяет незнакомые слова и объясняет новые словосочетания, пишет на доске все грамматические правила; ведет занятия в быстром, энергичном темпе; хорошо подготовлен к занятиям, интересно ведет занятия, симпатичный; делает много упражнений на занятиях; хорошо ведет уроки, очень приятный; готовит нас к экзамену; понятно объясняет грамматику и новые слова, стимулирует нас говорить и улучшать уровень владения языком; мне очень нравится учиться на этих курса, мне нравится все; говорит медленно и повторяет много раз; объясняет значение слов по-русски, не пользуется английскими словами; делает все возможное, чтоб его понял каждый; улыбается; выбирает интересные способы для объяснения новых слов по-русски; вовлекает студентов в активное участие в занятии; проявляет терпение и понимание; использует разные формы обучения (тексты, ролевые игры, дискуссии, музыку); спрашивает, все ли нам понятно, открыт вопросам, нравится, что учитель использует разнообразные формы работы (чтение, домашние задания, разговорную речь, просмотр фильмов и т.д.) использует индивидуальный подход; выслушивает каждого; может заинтересовать студентов; стимулирует студентов говорить больше; вовлекает студентов в дискуссии о политике и новостях; когда у преподавателя есть план, но он может от него отклоняться по необходимости; креативный, восприимчивый и энергичный; говорит с нами о литературе, культуре, политике, дает грамматику по-русски; разговаривает со студентами, стимулирует студентов разговаривать, писать; отказ (6).

Вам не нравится, что преподаватель... опаздывает на занятия (3); необъективно относится к студентам (2); с преподавателем медленно читаем, учим грамматику, смотрим фильм; не сохраняет дистанцию; делает много отступлений, не относящихся к делу, вопросы студентов считает неважными (некоторые); представляет только свою точку зрения, узко смотрит на проблему; быстро и тихо говорит; избегает некоторых тем, связанных с разницей культур, даже с политикой; лишь читает лекцию, не учитывая вопросов студентов; говорит не на тему; не всегда знает нужды своих слушателей и дает совсем не нужную информацию; полагает, что знает больше нас, демонстрирует неуважение, не учитывает наши потребности во время занятий; думает, что его предмет самый важный, не отвечает на вопросы, хотя о них просит; не умеет заинтересовать темой; сам не знает, что говорить, он не подготовлен к занятиям; не приходит на занятия; не подготовлен к занятиям, он не совсем разбирается в том, что преподает; делает вред студентам специально (но и неспециально тоже);не всегда полностью объясняет все мои дополнительные вопросы; не знает что ему делать на занятиях, не любит свою работу; недостаточно внимательно смотрит на студентов, делает некоторые упражнения слишком быстро; волнуется, если у кого-то возникают проблемы (языковые); занимает время студентов действиями, не связанными с занятиями; говорит слишком быстро и тихо; говорит быстро и у него/ нее нет контакта со студентами; задерживает после урока (в течение перерыва); просто следует тому курсу, который есть в учебнике, не проявляет креативность; сосредотачивает все занятие на грамматике или на учебнике, мне также не нравится, что учитель исправляет почти все, что я говорю; не знает, что ему делать на занятии, не любит свою работу; скучно преподает одну грамматику; тратит время на редкие слова, которые трудны для запоминания; нервный, нетворческий, скучный, ему неинтересно работать с таким низким уровнем языка; только пишет на доске и не уделяет внимание общению; отказ(15);

Среди других причин разногласий студентами указываются следующие:

разный уровень у студентов в группе, бытовые проблемы в общежитии.

На английском языке :

You do like when teacher: explains clearly grammar and new words, like also when teacher asks us to speak and to improve our language; explains (specially for verbs) in English or other languages and uses pictures and images; speaks clearly and understands us;. speaks clearly and explains everything; speaks slowly; has friendly relation with other students; speaks slowly and repeat many times; explains the meaning of the word in Russian, not using English words, makes sure that everything is clear for everyone; smiles; explains new words in interesting way, in Russian; lets students take more part in lectures, lets more student participation; shows patience and understanding, uses different forms of teaching (texts, role-play, debates, music); asks whether we understand everything and is open to questions. I also like when a teacher uses a variety of activities (reading, homework, conversation, watching movies etc.) teach a subject; listen to everyone; motivates the students to speak a lot; can be interesting for students; involves the students in discussions about politics and news; when a teacher has a plan, but doesn’t need to stay on course all the time, creative, sensitive and dynamic; proposes various activities, Grammatik as well as speaking, reading, pronouncing etc; tells with the students, motivates the students talk / write; explains clearly;

You dislike when teacher: (отказ 8) is impatient and doesn’t understand us; is impatient, shout at me; speaks too fast (2); speaks fast, doesn’t have good touch with his/her students; keeps us longer, during the brake; simply follows a course book and doesn’t encourage creativity; assumes that the learners know more than they really do, shows disrespect, doesn’t takes into account the needs of the learners; only focuses on grammar or only follows a textbook. I also dislike when a teacher corrects almost everything I say; teaches only grammar in a boring way; doesn’t know what he do doing lessons, doesn’t love his job; looses time about rare words that are difficult to remember; nervous, uncreative, bored with my low level; only writes on the board and doesn’t allow communication;

other reasons: somebody being impatience; unwillingness to really understand each other; people are stupid, impatient and lazy;

21 анкета на английском языке

Плюсов в работе преподавателей студентами отмечено явно больше, что является свидетельством, прежде всего, качества работы преподавателей. Студенты ценят в преподавателях такие качества как объективность, коммуникабельность, заинтересованность, контактность, открытость, эмпатию, знание предмета, уважительное отношение к студентам, чувство юмора, внимание к аудитории, подготовленность к занятиям, энергичность, требовательность, креативность, изобретательность, терпеливость, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

К минусам, отмеченным студентами, следует отнести:

непунктуальность, необъективность, отсутствие четкой организации урока, невнимание к аудитории (игнорирование ее потребностей, вопросов, пожеланий), авторитаризм (рассмотрение проблем только с одной (собственной) точки зрения), "замалчивание" некоторых тем, проблем, неподготовленность к занятиям, отсутствие интереса к работе и аудитории, некомпетентность, неконтактность, необщительность, нервозность, неумение сделать занятие интересным, шаблонность в подходах к уроку.

Проведенное анкетирование показало, что проблема толерантности является актуальной для сферы педагогического общения преподаватель РКИ:студент-иностранец, что ситуации коммуникативного дискомфорта, разногласий, недопонимания, возникающие в ходе педагогического общения, нуждаются в анализе и поиске толерантных способов их разрешения.