ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ИСТОРИЯ |
ВЫСТРАДАННЫЙ ГУМАНИЗМ28 августа 1903 года родился Бруно Беттельхейм, крупный психоаналитик и специалист по детской психотерапии. Согласно традиции, принятой в отечественных справочных изданиях, "Психоаналитический глоссарий" называет его австроамериканским психологом, подразумевая, что его научная деятельность делится на два периода, проходивших сначала в Старом, потом в Новом Свете. Так же определяется, например, национальная принадлежность Курта Левина или Шарлотты Бюлер. Однако они, прежде чем покинуть Европу, успели создать себе имя в психологии, прославиться крупными научными достижениями. Беттельхейм первую половину жизни провел в скромном звании рядового практикующего аналитика, не надеясь превзойти именитых коллег. Он родился и вырос в Вене, на родине психоанализа, здесь получил медицинское образование и психоаналитическую подготовку. Его размеренная жизнь, казалось, не предвещала никаких трагедий и триумфов. Но судьба распорядилась иначе, и на долю Беттельхейма в избытке достались "огонь, вода и медные трубы". Подобно основателю психоанализа, Беттельхейм недооценивал надвигавшуюся угрозу нацизма и не последовал примеру многих коллег, которые, начиная с 1933 года, потянулись за океан. Как и Фрейд, он встретил германскую аннексию Австрии в Вене. Судьба обоих была предрешена проповедникам "еврейской порнографии", как нацисты именовали психоанализ, был уготован один путь за колючую проволоку, потом в газовую камеру. Заступничество влиятельных зарубежных последователей и внесенный ими крупный денежный выкуп позволили Фрейду спастись. За Беттельхейма заступиться было некому. Вскоре в переполненном товарном вагоне он двигался тем путем, который для тысяч ему подобных был последним. Его путь лежал в Дахау. Наверное, психолог это не просто ремесло, а мировоззрение, аналитический образ мыслей и особая манера восприятия действительности. Даже в нечеловеческих лагерных условиях Беттельхейм продолжал оставаться психологом. Он внимательно наблюдал за поведением окружавших его людей таких же заключенных, как и он сам, и приставленной к ним охраны и пытался анализировать их душевное состояние, мотивы и чувства. Он был поражен, насколько эффективно функционирует нацистская система подавления личности, имевшая целью низведение заключенных до полуживотного состояния. Однако сломить удавалось не всех. И это было абсолютно необъяснимо с привычных для Беттельхейма психоаналитических позиций. Позднее он писал: "В условиях, преобладавших в лагерях, оказалось невозможным рассматривать храбрые, ставящие под угрозу жизнь поступки с позиций инстинкта смерти, аутоагрессии, маниакального отрицания опасности, нарциссизма или любой другой категории психоанализа. Способ, каким человек действовал в критический момент, нельзя было вывести из его глубинных либидозных мотивов. Ни его сны, героические или кошмарные, ни свободные ассоциации или осознанные фантазии ничто не позволяло сделать точное предсказание относительно того, пойдет ли он в следующий момент на риск жизнью, чтобы защитить жизнь других, или же в панике предаст многих в тщетной попытке получить какуюто привилегию для себя". Глубокое профессиональное знание психоанализа оказалось практически бесполезным и для самого Беттельхейма: "Самое удивительное заключалось в том, что психоанализ, который я привык считать лучшим ключом ко всем человеческим проблемам, не помог мне найти решение о том, как вообще выжить в лагерях и как выжить, сохранив хотя бы некоторое достоинство". В ходе своих наблюдений Беттельхейм приходит к выводам, удивительно созвучным позиции другого заключенного психотерапевта Виктора Франкла. Только наличие твердой внутренней позиции, позитивного жизненного смысла, несводимого к мелким потребительским удовольствиям, позволяет сохранить человеческое в человеке. Люди, лишенные идейных принципов, замкнувшиеся в узком мирке потребительских интересов и потому не имевшие моральнопсихологической внутренней опоры, подвергались быстрой личностной дезинтеграции. Они начинали идентифицировать себя либо со своими палачами, подражая и прислуживая им, либо с уголовниками. "Их поведение, пишет Беттельхейм, показало, насколько слабо аполитичный средний класс Германии мог противостоять националсоциализму. У них не было ни моральной, ни политической, ни социальной философии, которая помогла бы им сохранить свою целостность и давала внутреннюю силу для противоборства с нацизмом. У них не было или почти не было ресурсов, на которые можно было бы опереться, попав в заключение. Их самоуважение строилось на статусе и уважении, которые были связаны лишь с их положением и зависели от их работы, семейной роли или подобных внешних признаков". Перед собой Беттельхейм поставил задачу описать, проанализировать и сохранить для потомков поучительные примеры человеческой слабости и стойкости перед лицом бесчеловечной машины подавления. Он начал "писать" устную книгу, последующее издание которой виделось в ту пору несбыточным чудом. Но иногда чудеса случаются. Нацистская бюрократическая машина дала сбой, и по необъяснимой причине в 1939 году заключенный Беттельхейм был освобожден из лагеря и получил разрешение эмигрировать. Оказавшись в Америке, он обобщил свои наблюдения сначала в статье "Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях" (1943), а затем в книге "Просвещенное сердце" (1960), принесшей ему мировую известность. Несмотря на ставшую для него очевидной ограниченность психоаналитической теории, Беттельхейм остался на фрейдистской позиции, однако предпринял самоотверженные усилия по ее гуманизации и сближению с социальными реалиями эпохи. В 1944 году он организовал и возглавил клинику для детей с психическими травмами и нервными расстройствами при Чикагском университете. Новым значительным успехом явилась его книга "Психоанализ волшебной сказки. О пользе волшебства" (1977), удостоенная нескольких научных и литературных премий. А книга "Сносные родители" в начале девяностых составила серьезную конкуренцию бестселлерам доктора Спока. Секрет популярности Беттельхейма прост: его гуманизм не декларативный, а выстраданный. Когда этот человек пишет о человечности, он знает цену своим словам. Сергей СТЕПАНОВ
|