Толерантность

Махатма ГАНДИ

Махатма ГАНДИ

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.

По возвращении на родину (январь 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.

Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.

Г. боролся против всех проявлений английской политики "разделяй и властвуй", против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст "неприкасаемых" и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института "неприкасаемых", В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии. В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции "круглого стола", а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Г. заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Г. оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.

Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института "неприкасаемых" и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.

В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: "Вон из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.

В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.